Тюменский

филиал



Сведения об образовательной организации

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Выход

МВА – программы карьерного роста

Программа МВА (Master of Business Administration) – это программа для действующих менеджеров и предпринимателей с опытом работы в бизнесе, как правило, не менее 3-5 лет. «МВА – степень, которая является стандартом бизнес-образования во всем мире», – отмечает ректор Президентской Академии Владимир Мау.

В отличие от программ магистратуры, ориентированных на углубленные знания и отработку навыков научных исследований и проектной работы, программа МВА нацелена на получение и развитие практических навыков управленческой работы и ведения бизнеса, на интенсивный обмен практическим опытом, на развитие инновационного и креативного мышления. Это программа для людей, работающих в бизнесе и ориентированных на карьерный рост.

Как правило, программы МВА рассчитаны на менеджеров линейного и среднего уровня, стремящихся быстро подняться по карьерной лестнице. Поэтому такие программы при их «дженералистском» характере обычно имеют функциональные специализации (маркетинг, HR, предпринимательство, финансы и т.п.), важные для линейного и среднего менеджмента, работающего в соответствующих подразделениях компаний. Здесь много «бизнес-техники», конкретных инструментов ведения бизнеса на практике.

Для топ-менеджеров и владельцев бизнеса существует специальная категория программ МВА – Executive МВА, или ЕМВА. Эти программы в значительной степени нацелены на развитие лидерского потенциала и стратегического видения участников, на то, чтобы научить их видеть компанию не через призму отдельных функций, а, что называется, с высоты птичьего полета. Здесь намного меньше, чем на программах МВА, «бизнес-техники» и практического инструментария, поскольку у участников программы в подчинении находится достаточно людей и сами они техникой уже не занимаются. Здесь превалируют стратегические мозговые штурмы и тренинги по личностному развитию.

Программа МВА появилась в нашей стране в конце 80-х годов прошлого века, «опоздав» по сравнению с США и Европой более чем на 50 лет. Первые российские программы МВА были разработаны и прошли апробацию в РАНХиГС.

Как вспоминает академик-реформатор Абел Гезевич Аганбегян, ректор Академии народного хозяйства в 1989–2002 годах (впоследствии АНХ образовала РАНХиГС при слиянии с РАГС): «Мы взяли критерии авторитетного западного бизнес-образования и создали свою систему MBA – уже под нашим руководством. При нашем участии была учреждена Российская ассоциация бизнес-образования (РАБО). Мы были родоначальниками MBA в России и вывели его на государственный уровень. Также мы установили стандарты МВА в нашей стране».

По предметному составу программы МВА представляют собой синтез экономики, управленческой социологии и психологии, а также гражданского и предпринимательского права. Отметим еще раз: программы МВА – это прикладное бизнес-образование, предназначенное для сложившихся бизнесменов, у которых уже есть практический опыт. Именно акцент на практический опыт, в первую очередь, отличает МВА от любых других программ.

Рано или поздно в работе бизнесмена наступает период, когда приходит осознание, что его первого образования уже не хватает. Ему недостает управленческих компетенций. Таким образом, назревает необходимость получения второго образования – прикладного, по бизнесу и менеджменту. Такое образование и дают программы МВА. Ключевое место в них отводится интерактивным занятиям с преподавателями-консультантами, проводящими тренинги, вовлекающими слушателей в мозговые штурмы и разбор проблемных ситуаций, или «кейс стадиз».

«Чем выше уровень программы, тем меньше на ней дают канонической теории. В Harvard и Wharton получению новых добротных знаний управленческой теории в лучшем случае уделяется 25-30% времени, – отмечает проректор Президентской Академии, президент РАБО Сергей Мясоедов. – Лучший преподаватель бизнес-школы – это всегда искусный ведущий и тренер. Он инициирует дискуссию и дирижирует ею. Он знает реальные проблемы бизнеса, умеет разговорить людей, наладить обсуждение и выслушать позицию, позволить людям обменяться опытом и найти крупинки решения, еще не описанные в учебнике».

МВА – программы, рассчитанные на тех, кому дан талант управленца, предпринимателя и лидера. Если этого таланта нет, то учеба на МВА даст примерно такой же эффект, какой учеба в консерватории даст человеку без музыкального слуха. Поэтому на хорошую программу МВА слушателей отбирают, проверяя их способность к бизнесу на входных испытаниях. Задача бизнес-школы и программы бизнес-образования – помочь усовершенствовать имеющийся талант, структурировать знания и опыт, отточить навыки работы с людьми. «Невозможно стать хорошим музыкантом, не имея музыкального слуха, – проводит параллель Сергей Мясоедов. – Однако, чтобы стать виртуозом, просто иметь хороший слух недостаточно. C вами еще должны поработать профессиональные педагоги в Московской консерватории, которые помогут развить и отшлифовать ваш талант. Похожую роль призваны играть программы МВА и ЕМВА при шлифовке лидерского таланта менеджеров».

Основа программ МВА – принцип «enrichment through sharing». Менеджеры, работающие в разных отраслях, перед которыми возникает необходимость принимать конкретные управленческие решения, сопоставляют свой опыт с опытом коллег и совместно с преподавателем-коучем или бизнес-тренером вырабатывают управленческие подходы, применимые в различных сферах. Синергия от командной работы в группе и общение с профессорами и преподавателями, среди которых успешные бизнесмены и консультанты, обеспечивает выпускникам бизнес-школ не только структурирование практических знаний, наработку навыка эффективного принятия стратегических управленческих решений, но и позволяет им расширить круг своих профессиональных контактов, что наряду с престижным дипломом открывает новые горизонты в бизнесе.

Бизнес-образование в Президентской Академии – учиться у родоначальников MBA в России

Международная аккредитация программ MBA факультетов РАНХиГС:

В России родоначальником программ МВА стала Президентская Академия. С 1999 года в соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации началась подготовка по программе «Мастер делового администрирования». На сегодняшний день в Академии работают наиболее авторитетные бизнес-школы, занимающие верхние строчки национальных рейтингов. Ряд программ MBA и Executive МВА РАНХиГС являются эталонами качества на отечественном рынке бизнес-образования, имеют аккредитации самых престижных аккредитующих ассоциаций мира.

На сегодняшний день РАНХиГС предлагает большой диапазон различных программ MBA, варьирующихся по:

  • стоимости (от 400 000 руб. до 1 245 000 руб. за программу МВА и Executive МВА соответственно),
  • сроку обучения (1,5-2 года),
  • специализации (МВА по стратегии, МВА по IT-менеджменту, МВА по финансам, МВА по маркетингу и др.),
  • и другим аспектам.

В рамках международного сотрудничества Президентской Академией реализуются совместные проекты по программам МВА, в том числе:

  • Совместная российско-французская программа ИБДА РАНХиГС и МВА Grenoble Graduate School of Business (GGSB/IBS-M); поступая на эту программу, участники получают возможность за 2 года полностью выполнить и учебный план программы MBA Grenoble Graduate School of Business, и учебный план магистратуры РАНХиГС, и получить два диплома: диплом MBA Grenoble Graduate School of Business и государственный диплом магистра менеджмента РАНХиГС;
  • Программа Кингстон МВА и Executive MBA (совместно с Кингстонским университетом в Великобритании) – возможность получить британский диплом в соответствии с Болонским соглашением без выезда из России и без отрыва от работы; обучение MBA на английском языке, лучшие британские и российские преподаватели, выпускники программ входят в «Top 100 российских менеджеров»;
  • Российско-немецкая программа MBAРоссийско-немецкого образовательного центра ВШКУ – подготовка менеджеров высшего и среднего звена в области стратегического управления компанией в сфере финансов, инвестиций, банковской деятельности и т.д., особенно с фирмами Германии и других стран Евросоюза;
  • Российско-бельгийская программа Executive MBA – первая в России EMBA, открытая в 1998 г. Школой менеджмента Университета Антверпена (Universiteit Antwerpen Management School) совместно с Институтом бизнеса и делового администрирования РАНХиГС;
  • Российско-американская программа MBA с Californian University of Eastern Bay, имеющая международную аккредитацию AACSB, которая дает возможность получить диплом университета США, не покидая Москвы, американские профессора CSU East Bay преподают три четверти предметов, обучение на английском языке и возможность продолжить обучение в США.

РАНХиГС лидирует в рейтингах MBA

По каким критериям можно оценить бизнес-школы России?

  • по карьере выпускников, по росту их заработной платы;
  • по пропорции преподавателей-практиков и консультантов в учебном процессе;
  • по количеству программ и наборов;
  • по времени работы на российском открытом рынке;
  • по наличию прикладных исследований, реализуемых на основе заказов ведущих компаний;
  • по наличию попечительского совета;
  • по наличию одной из международных аккредитаций «Тройной короны» (AACSB, EFMD, AMBA), а лучше двух или трех;
  • по количеству выпускников и наличию их ассоциации.

Президентская Академия уверенно лидирует в рейтингах бизнес-образования России.

Согласно опубликованному газетой «Известия» от 8 октября 2012г. Народному рейтингу школ MBA, составленному порталом Superjob.ru и Российской лигой MBA, по показателю роста зарплаты выпускников после получения бизнес-образования лидирует Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС (ИБДА): доходы менеджеров, прошедших там программу МВА, вырастают в среднем на 70%. «Серебро» с показателем 60% получила Школа IT-менеджмента РАНХиГС. Также в престижный список вошла Высшая школа финансов и менеджмента (30%).

В среднем менеджеры, получившие бизнес-образование, уже через два года смогли увеличить свой доход в 1,5 раза (причем это касается и топ-менеджеров, и менеджеров среднего звена). А из числа тех, кто остался на прежней позиции, топ-менеджеры увеличили доход в 1,5 раза, а менеджеры среднего звена – на треть.

Согласно другому независимому исследованию, результаты которого представлены в справочнике «Бизнес-образование в России» за 2013 год, ИБДА РАНХиГС занял первое место в рейтинге бизнес-школ и программ, имеющих аккредитации «Тройной короны» (Tripple Crown Accreditation). Речь идет о признании школы MBA наиболее авторитетными мировыми аккредитующими ассоциациями: AACSB (The Association to Advance Collegiate Schools of Business), AMBA (The Association of MBAs) и EFMD (European Foundation for Management Development). Кроме того, в этот список попали следующие факультеты Президентской Академии: Высшая школа международного бизнеса (учебный центр ИБДА), Московская школа социальных и экономических наук (МШСЭН) и Высшая школа финансов и менеджмента (ВШФМ).

А в рейтинге бизнес-школ, имеющих программы двойного диплома совместно с зарубежными партнерами (МВА и ЕМВА), отмечены ИБДА и МШСЭН.

Ранее Президентская Академия прочно обосновалась в народном рейтинге бизнес-школ за 2012 год: Институт бизнеса и делового администрирования занял 1-е место, в список также вошли Высшая школа финансов и менеджмента, Российско-немецкий начуно-образовательный центр и Высшая школа корпоративного управления.

Регулирование рынка бизнес-образования и оценка качества делового образования в России

В соответствии с принятым 29 декабря 2012 г. Законом «Об образовании», с 1 сентября 2013 г. прекращается действие ранее выданных свидетельств об аккредитации бизнес-школ. Функции регулирования реализации, содержания и качества бизнес-образования переданы общественным организациям,  ведущим деловыми объединениям России. Построение механизмов саморегулирования отрасли начал Консорциум по развитию делового образования России и сформированный им Национальный аккредитационный совет делового образования (НАСДОБР). Консорциум был создан в январе 2012 года по инициативе Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО) и группы ведущих ассоциаций работодателей России – Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты, Ассоциации российских менеджеров, Ассоциации российских банков, «Деловой России». Его деятельность отвечает стратегическим планам государства.

Присутствовавший на первом заседании Президиума Национального аккредитационного совета делового образования заместитель министра образования и науки РФ Александр Климов задал высокую планку: «Необходимо обеспечить качество образования не ниже уровня ведущих мировых бизнес-школ». Он подчеркнул, что деятельность Совета крайне важна: «Указы Президента и поручения Правительства Российской Федерации направлены на то, чтобы максимально поднять уровень российского образования». Отметив корень «добр» в названии структуры, он подчеркнул, что ориентация на международные стандарты качества образования создает предпосылки для того, чтобы продолжить начатую работу на самом высоком уровне, показывая пример коллегам из других областей образования.

Способствовать этому будет избрание на пост Председателя Президиума НАСДОБР Проректора РАНХиГС, президента РАБО, лауреата премии Правительства РФ в области образования Сергея Мясоедова. Избранный Председатель Президиума отметил, что бизнес-образование сейчас во многом оторвано от практики: университеты и даже новые бизнес-школы учат так же, как и двадцать лет назад, а мнение представителей бизнеса не учитывается. При нынешней системе аккредитации вузы кулуарно оценивают сами себя по формальным критериям: «количество метров и профессоров». Между тем необходима экспертная оценка: что именно сможет принести выпускник для развития бизнеса.

Система национальной аккредитации программ делового образования и, прежде всего, программ МВА, будет способствовать разрешению основных вопросов, составляющих такие претензии бизнес-сообщества к школам, как оторванность от практики и недостаточный учет нужд потребителей; недостаточно жесткий отбор на входе; наличие «суррогатных программ» на российском рынке; разрыв между ожиданиями слушателей и реальными результатами.

РАНХиГС и другие крупнейшие вузы России уже представили ряд своих программ для профессиональной аккредитации по новым для страны, международным стандартам качества.

Стоит также отметить, что впервые аккредитационный процесс в России будет проходить при теснейшем содействии и контроле со стороны всех ведущих ассоциаций работодателей страны и поддерживаться международными аккредитующими ассоциациями, входящими в систему «Тройной короны».

В РАНХиГС введена в действие система внутреннего рэнкинга программ MBA

Впервые в России в Президентской академии разработана и введена в действие внутренняя система рэнкинга MBA/EMBA программ и бизнес-школ. В соответствии с системой рэнкинга, все программы бизнес-образования и сами бизнеса-школы Академии теперь ранжируются по принципу их ориентации на международный, национальный или локальный уровень.

Каждому из этих уровней соответствуют определенные требования к наполнению программы, преподавательскому составу, степени использования иностранного языка, к наличию зарубежных модулей обучения и доле иностранных слушателей.

Введение в действие рэнкинговой системы позволит слушателям MBA и EMBA программ Академии точнее сориентироваться при выборе программы обучения и выбрать программу,  соответствующую будущим карьерным планам и области реализации полученных знаний в дальнейшем. Кроме того, на основе рэнкинга в ближайшие годы планируется консолидировать ресурсы ряда школ бизнеса, объединив их в более крупные структуры. Данные структуры будут способны проводить серьезные исследования особенностей российской модели менеджмента, а также привлекать к сотрудничеству и преподаванию наряду с лучшими российскими и лучших зарубежных специалистов.

При этом Академия продолжает придерживаться принципа обеспечения высочайшего качества любой из предлагаемых программ подготовки вне зависимости от ее уровня и стремится сделать программы еще более полезными и востребованными российским деловым сообществом.

В 2013 г. в Академии реализовывались 25 MBA и 7 EMBA программ в 14 бизнес-школах.

Ключевыми критериями построения рэнкинговой системы программ и школ является членство в международных ассоциациях и наличие международной аккредитации (AACSB, EFMD, AMBA, CEEMAN, Executive MBA Council), присутствие в международных рейтингах (Financial Times, Eduniversal и т.п.) и наличие зарубежных школ-партнеров,  рейтингуемых на международном уровне.

Также учитывается наличие у бизнес-школы программы двойных дипломов с зарубежными школами-партнерами, наличие преподавателей с зарубежными научными степеням, количество выпускников в рейтинге «1000 лучших российских менеджеров» за последние пять лет, сильные ассоциации выпускников, стабильные наборы, привлечение к проведению занятий руководителей российских компаний и другое.

Кроме того, рэнкинг учитывает срок работы программы на рынке бизнес-образования.

Методология рэнкинга разработана в РАНХиГС при содействии Международного консультационного совета Академии. Его председателем является Сэр Пол Джадж - Президент ведущей международной ассоциации бизнес-образования АМВА International и основатель Школы бизнеса Джадж Кембриджского университета. В разработке методики рэнкинга также приняли участие эксперты Мирового банка.
Результаты первого общеакадемического рэнкинга утвердил Ученый Совет РАНХиГС. Они, прежде всего, подтвердили высокий уровень качества всех программ бизнес-образования Академии и их практическую направленность на нужды российского бизнеса. Одновременно с этим, рэнкинг позволил определить лидирующую группу бизнес-школ и МВА/ЕМВА программ РАНХиГС.

По результатам рэнкинга все школы бизнеса РАНХиГС распределены по трем уровням: международный, национальный и локальный, а программы МВА и Executive МВА – по «звездности» от 1 до 6 «звезд».

В группу лидеров – «школ международного уровня» – вошли четыре образовательные структуры РАНХиГС:

  • Институт бизнеса и делового администрирования (ИБДА);
  • Международный институт Московская школа социальных и экономических наук (МШСЭН);
  • Высшая школа международного бизнеса (ВШМБ);
  • Высшая школа финансового менеджмента (ВШФМ).

Высшие рэнкинги (5 и 6 звезд) были присуждены: 6 звезд  –  программам МВА и Executive МВА ИБДА; 5 звезд – программам МВА и Executive МВА МШСЭН, ВШМБ и ВШФМ.

Факультетам и школам бизнеса, программы которых отнесены к национальному уровню, рекомендовано скорректировать стратегию развития с ориентацией на получение ведущих международных аккредитаций в течение двух лет и достижение международного уровня рэнкинга.

Факультетам и школам, чьи программы бизнес-образования оказались по итогам рэнкинга в группе локального уровня, рекомендовано разработать план стратегического развития с этапами и показателями, изучить возможность объединения ресурсов с другими школами бизнеса. Это должно обеспечить либо переход программ бизнес-образования на национальный уровень качества, либо изменение портфеля программ и прекращение проведения программ МВА, ЕМВА и DВА.

Разработка и запуск внутренней системы рэнкинга Президентской академии проходит в рамках реализации Программы развития Академии на 2012 – 2020 гг., одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. № 1654-р, и способствует осуществлению миссии Академии по подготовке конкурентоспособных и адаптивных управленческих кадров.